Я часто себе задаю дурацкий вопрос — почему Могилёв, почему я живу именно в этом городе, в котором очень многое неудобно, часто ущербно и слишком предсказуемо. Ответ иногда находится, но чаще вопрос остаётся открытым. У меня есть теория, что для того чтобы полюбить место где живёшь, необходимо пережить в этом месте какое-либо сильное чувство, лучше позитивное конечно. Ну видать, у меня так и случилось с этим городом.
Я пытаюсь подобрать слова и быть не слишком пронзительным и тенденциозным, но потуги и решения в области градоустройства меня очень часто удручают. Я не могу о многом рассуждать правильно и хотел бы быть неправым, но по теме городского бренда мне есть, что сказать.
А вот сейчас будет много буков. Я верю, что суть идеи можно изложить на листе формата А4.
Поводом к моему мозговому высеру явилась вот эта статья. Критикуя — предлагай.
Для начала, хотел бы заметить, что Могилёв большую часть своей истории как-то обходился без такого понятия как «бренд», т.е. он им был по сути. Многим дипломатам, клирикам, купцам не нужно было объяснять что такое «Могилёв» и что там — в разное время по-разному, но представление у неместных о городе существовало.
В советский и пост-советский периоды, когда областные центры побольшому счёту снивелировались и стали очередным городом с Ильичом на площади, с советской и ленинской улицей, театр, цирк и далее по списку. Вполне логично озоботиться современной городской власти и мужам от культуры о бренде города. Но происходит непонимание вопроса по сути, как я понял судя по последним публикациям.
Предложенные варианты Машека и святые источники с виду безобидны и где-то может привлекательны, но они как символы уже не сделают для города ровным счётом ничего. Потому что они не заставят людей тратить деньги в нашем городе. Машека это история для 3-ти классников, а святая вода тема для вполне скромных православных паломников или же засушливых районов Африки. Ну вы поняли.
Если мы решили делать бренд — мы решили что-то продать, городской бренд — «продаём» город туристам и деловым людям. Меня искренне удивляет, что поиском бренда занимаются историки и до сих пор про это не было разговоров и прожектов. Если оглянуться вспять, то можно увидеть не только спорное советское и имперское прошлое нашего города, но и вполне славное и примечательное место в торговле и сфере обслуживания, которое занимал Могилёв в Позднее средневековье и Новом времени.
В Могилёве торговали всегда и это было удачным местом для заключения сделок и встречи деловых людей. Более столетия на задворках империи и 5 поколений советских людей не разрушили торговой энергетики нашего города. Это подтверждается хотя бы тем, что торговля и сфера услуг в городе развита лучше чем любая другая отрасль. В городе строится несколько крупных магазинов — бренд делает сам себя. Могилёв — город торговли и от этого не уйти.
Так почему не работать в этом направлении? Сделать возможным стимулирование ритейлеров на более низкие цены, даже в непростых сегодняшних условиях, при росте объема это даст нужный экономический эффект.
Бренд — Могилёв, город где есть всё. Город гипермаркет, где можно покупать и продавать круглые сутки по хорошим ценам. Слоган — «В Могилёв за покупками».
Часть инфраструктуры уже есть, часть уже строится. При хорошем подходе, начиная с такой очивидной и банальной штуки как торговля — подтянется сфера обслуживания, появится потребность строить новые объекты. По всей видимости покупать и продавать люди будут ещё очень долго. Почему не дёрнуть это брендовое одеяло на себя сегодня, для того чтобы не стать захолустным серым городом с легендой о Машеке и святыми источникми?