Таймлайн подбрасывает удивительные совпадения. Не перестаю удивляться, как соседствуют в одном временном отрезке события из, казалось бы, разных вселенных, но которые говорят об одном и том же.
Трагикомедия «Министерство беглых дел» была продлена на второй сезон, а программа «Poland Business Harbour» — «не оправдала надежд» и будет прекращена, пока «не будут приняты решения для обеспечения надлежащей проверки компаний и иностранцев, являющихся её бенефициарами».
И если о первом событии можно рассуждать с брезгливостью (сам факт этого явления вызывает отвращение), то о втором хочется поспорить.
Что важно понимать о Poland Business Harbour? Это программа для IT-специалистов и их семей, которая делала переезд в Польшу для работы и жизни чуть менее хардкорным процессом, чем без неё. То есть все равно это крайне непросто. Это не раздача виз с вертолёта.
У программы жёсткие требования, которые формально выполнили все получившие визы. По-другому ваши документы просто бы не приняли. Другой вопрос — каким образом и по чьей вине выполнить требования и получить заветные наклейки в паспорт в Беларуси было крайне сложно.
Польская дипломатия использовала обтекаемую формулировку о «неоправданности надежд», и, наверное, они правы. Поводов для недовольства у них может быть предостаточно: это и непрозрачный процесс, и коррупция, которая сложилась вокруг агентств в Беларуси, помогающих получать визы.
В одном надежды точно были оправданы: десятки тысяч беларусов получили легальную возможность работать и жить в условиях, не угрожающих их жизни и работе. И это очень хорошо. И за это — спасибо.
А если кто-то использовал свой ПБХ как возможность для туризма — так это и не было запрещено, ведь иначе было бы невозможно. И за это можно сказать беларусам спасибо: не самые бедные и не самые глупые люди ехали в Польшу, чтобы покупать товары и услуги. Так что все в выигрыше.