Я наткнулся на интересную статью о Background DJ — таких ребятах как я. Это такие диджаки, котоыре играют для создания приятного и понятного фона, нежели для танцев. У этого есть свой изюм и кайф. И я незаметно для себя открыл такую симпатию к музыцированию на публике таким способом в 2014 году. Кстати, если вы в Европе (а если в Польше, так я еще и свою колонку привезу) — можете пригласить меня поиграть trip-hop и lounge, у меня есть все необходимое 🙂
Так или иначе это хороший выбор для застенчивых и скромных любителей покрутить музыку на публике. Если честно, я был сам приятно удивлен, когда узнал, что можно диджеить в таких условиях, которые не предполагают танцы и веселье. Для фона, для атмосферы, для себя.
Искусство фона: мастерство бэкграунд-диджея
Текст: Уилл Линч
Оригинал статьи на английском.
Мы все их видели. Диджеи, которых вы могли не сразу заметить. Прячущиеся в углу бара, за пультом в чилл-аут комнате, сидящие в кабинке, окружённые гобеленами и гирляндами. Или подсвеченные странными видеопроекциями. Они не являются главными исполнителями вечера. Возможно, никто не пришел специально ради них. И все же их задача тонкая и требует практики, навыков и определенной смиренности, не всегда ассоциируемой с их профессией. Мы говорим о фоновом диджеинге.
Под «фоновым» мы понимаем несколько разных диджейских ситуаций, все из которых отличаются друг от друга по атмосфере и звучанию, но объединены тем, что диджей играет второстепенную роль, и люди, скорее всего, не будут танцевать или даже внимательно слушать то, что он играет. Это могут быть эмбиент-сеты, чилл-аут сеты, выступления в барах и ресторанах; реже встречаются такие, как медитации под руководством, и, хотя этому нет запоминающегося названия, диджей-сеты для спящих людей (концепция сцены для по крайней мере одного немецкого фестиваля).
Если вас пригласили на что-то подобное, невозможно предугадать, что вас ждёт, пока вы не придете. Место для вашего эмбиент-сета может оказаться переполненным баром, где все тонкости потеряются в шуме. Чилл-аут зона на рейве может быть самой популярной, требующей одновременно расслабляющей и праздничной музыки. Вы можете играть для трёх человек с закрытыми глазами и тишиной вокруг, оставив только ваш выбор заполнять тишину. Каждая ситуация может переходить одна в другую. Одна и та же комната в клубе или на фестивале может переходить из одного состояния в другое в течение ночи.
Для фонового диджея это классическая ситуация выбора. Вы должны быть достаточно подкованы во всех возможностях, чтобы внести изюминку и стиль в свою задачу. Даже если вы не основное событие, вы хотите сделать что-то запоминающееся – музыку, а не просто шум. Другими словами, вы хотите быть фоном, но не быть скучным.
Вот несколько советов, чтобы улучшить ваш фоновой диджеинг.
Изучите три столпа фонового диджеинга: работа в барах, чилл-аут сеты и эмбиент сеты
В рамках того, что мы называем фоновым диджеингом, есть три основных типа выступлений: работа в барах, чилл-аут сеты и эмбиент сеты. Иногда у вас будет полностью подходящее к одному из этих типов выступление, но чаще всего вы получите что-то промежуточное, сочетание одного или двух или всех трёх. Разберём их по одному.
Работа в баре наиболее очевидна: вы диджеите в баре, то есть в месте, где люди собрались пообщаться в расслабленной и одновременно энергичной обстановке, где музыка не является главным событием, но играет важную роль (никто не хочет мёртвой тишины или плохой музыки в баре). Музыкально это одно из самых открытых для творчества окружений, с которыми может столкнуться диджей. В зависимости от параметров, которые определяют музыкальный выбор в любой диджейской ситуации (атмосфера, уровень энергии, тип публики, звуковая система), вы можете использовать практически любой уголок музыкального спектра – рок, поп, хип-хоп, трип-хоп, джаз, даб и регги, возможно даже немного хауса время от времени. По сути, всё может сработать, пока это не слишком энергично (рэйв музыка) и не слишком спокойно (эмбиент без ударных).
Чилл-аут можно считать чем-то средним между работой в баре и эмбиент-сетом. Представьте себе пространство в клубе или на фестивале, где люди делают перерыв от танцпола, чтобы посидеть и пообщаться с друзьями, но не уходя полностью из праздничной атмосферы. Вы хотите что-то более спокойное, чем в главных залах, что даёт ушам и ногам отдых, но всё ещё держит в приподнятом настроении вечеринки.
Эмбиент-сеты находятся на противоположном конце спектра по сравнению с работой в баре, приближаясь к самому расслабленному чилл-ауту. Это явно тонкая, пространственная музыка, в которой ударные либо приглушены, либо отсутствуют, та, под которую можно лечь, отключиться, а может даже заснуть. Здесь диджеинг заключается в умении приспособиться к энергии в комнате и увести её на ступеньку ниже, вовлекая аудиторию в созерцательное состояние и заботясь о них, когда они там находятся.
Оцените атмосферу
Когда вы придёте на мероприятие, вашей первой задачей будет определить, где вы находитесь на этом спектре. Нужно быть готовым ко всему, так как никто, включая организатора мероприятия, не сможет точно предсказать условия на месте. Например, однажды меня пригласили играть эмбиент-сет в другом зале на вечере даб-техно. Моя небольшая зона оказалась переполненным шумным баром, где мой тонкий выбор музыки едва улавливался. Полчаса спустя бармен спросил, когда я начну играть. Несмотря на атмосферу вечеринки и намерения всех участников, это явно был случай для моего USB-папки под названием «BAR,» за что я был очень благодарен.
Научитесь рассказывать историю
Даже если никто не танцует, вы всё равно хотите, чтобы ваш сет куда-то вёл, давая любому, кто внимательно слушает, ощущение музыкального путешествия. В некотором смысле это на самом деле проще с фоновой музыкой, чем с классической танцевальной площадкой, отчасти потому, что у вас больше простора для маневра. Практикуйте перемещение через свой плейлист так, чтобы оно было динамичным и увлекательным, начиная с одного места и заканчивая в другом, увеличивая и уменьшая энергию, вводя неожиданные повороты, даже создавая фоновую версию грандиозного финала.
Миксуйте без сведения
В какой-то момент вашего сета может наступить момент, когда имеет смысл сводить треки и делать клубные миксы. В целом, однако, в обстановке, которая требует эклектичного выбора, вы будете себя ограничивать, если будете играть только треки, близкие по темпу и стилю для сведения. Это может быть и благословением, и интересной задачей. Для клубного диджея необходимость сводить треки может быть опорой, так как всё, что имеет похожий стиль и темп, в большинстве случаев более-менее сработает. Для фонового диджея вам нужно уловить более тонкую связь между песнями и решить, как миксовать без специальных 16-тактовых аутро.
Экспериментируйте
Это особенно рекомендуется, если вы играете чисто эмбиент-сет, который предлагает пространство для экспериментов, не существующее в других видах диджейских сетов. В вашем выборе треков и технике микширования исследуйте более дальние пределы, чем обычно. Когда вы копаетесь в поисках новых треков, погружайтесь в мир полевых записей, разговорного слова и фона – вещи на границе того, что мы обычно считаем музыкой.
Садитесь
Простая, но важная подсказка для фонового диджеинга: делайте это сидя. Имеет смысл для клубных диджеев стоять. У вас много работы, что с микшированием и эквализацией, и, в любом случае, почти все остальные в комнате стоят. В большинстве фоновых диджейских ситуаций у вас будет меньше занятий в данный момент, что может сделать стояние немного неловким, особенно если на вас смотрят. Ещё хуже, стояние может сделать вас беспокойным, или дать вам ощущение, что вы должны что-то делать.