Кто читает хоть какие локальные новости в сети, скорее всего сталкивался с «маргариновой» и «дрожжевой» темой могилёвского хлебзавода №4. Две недели уже наблюдаю как эта тема распространяется с из одного источника и в каждой итерации на новом сайте, радио и тв обрастают очередными неточностями и прочими додумками.
Но сор из избы не выносят, и никого в недобросовестности или непрофессионализме я обвинять не буду — аудитория или конкретный потребитель инфы настоящий судья для журналиста. Просто ощущаю батхёрт, когда работа делается абы как.
Ниже я поделюсь своими домыслами, основанными на логике, том что я знаю побывав на этом предприятии почти год назад, и общем впечатлении от уровня производственной дисциплины.
Восстановим события.
Около двух недель назад появляется информация, полученная от безымянного работника хлебзавода о том де поди маргарин тает, течёт и упаси господи попадает в итоге в тесто для изготовления печения. Прилагаются снимки, якобы подтверждающие слова очевидца маргариновых рек. Говорится, что якобы маргарина закуплено слишком много и он не влазит в холодильник, поэтому часть его тает в чанах, в то время как другая наоборот замораживается и потом они меняются местами. В общем жуть и сразу хочется верить, тем более вроде и карточки есть. И спорить тут казалось бы, бесполезно.
Если принять за достоверный факт, что на фотографиях разлив субстанции похожей на растаявший маргарин, то факт, что его заставляли, а точнее сказать просили — так как когда ты на работе, то начальство просит или даже приказывает делать что-либо, убирать работников завода этот маргарин выглядит как вполне логичное действие — ну не лежать же ему на полу.
В тексте первоисточника приводятся слова очевидца, как потом выяснилось, грузчика что якобы «Наверное, закуплено маргарина сверхнормы и поэтому вот такие дела…» Могилёвхлебпром» довольно крупное региональное предприятие пищепрома, насчитывает три производства в городе Могилёве и 8 в области. Печенье и вообще та продукция, которая могла бы содержать в себе маргарин выпускается на заводе №1 и №4. Вопрос — может ли крупное предприятие, которое имеет план по выпуску продукции закупить маргарина, у которого ограничен срок годности сверхнормы? Может! Но это маловероятно хотя бы потому, что зачем? Если отбросить все эмоции и прикинуть, зачем заводу покупать чего-то сверхнормы? Дешевле будет? Ожидается дефицит? Я вас умоляю — у предприятия свои надёжные поставщики, без которых невозможно планировать и выпускать продукцию. У них всегда хорошие цены на сырьё и смысла перекупать много-много, как видится, нету. И даже если пришло слишком много маргарина, стал бы производитель, у которого в городе как минимум 3 холодильные установки (3 завода в городе) оставлять маргарин там, где он точно растает и придёт в негодность? Не особо верится. Поэтому версия эта, красивая на первый взгляд, разваливается.
Что же снял, как потом оказалось, рабочий Иван? Разумеется, что-то разлилось. Это что-то находится не в холодильнике, судя по плитке на стенах, поэтмоу и при 20-25 градусах, которые в помещении — что-то вполне может растаять. Что может случится, о чем может не знать простой и ответственынй трудяга? Например — поломка холодильной камеры, отключение электроэнергии, проведение плановых работ, короче, все что угодно.
Что дальше? Из факта, что маргарин собирается в чаны, очевидец делает вывод, что этот маргарин идёт в производство. Логично. Но нелогично выглядит тогда действие завода — линии по производству печенья на заводе №4 нет еще и года. Зачем преприятию выпускать по сути бракованный товар и портить свою репутацию? Ведь в пищевой промышелнности хватает одного залёта, чтобы закупщики отказались от продукции.
В сентябре 2011 когда я был там и делал фоторепортаж, линия только проходила пуско-наладочные работы. Была установлена полностью автоматизированная итальянская линия. Удивила компьютеризированность и изготовления хлеба, чего совсем не ожидал от хлебного заводика. Попадание в производство испорченного, а выходит таким стал маргарин после попадания на пол и сбора его в чаны, мало вероятно, ведь на заводе можно получить замечание даже за резиновые тапки цвета отличного от белого, выглядит маловероятным.
Таким образом: было ли разлите маргарина именно в июле — возможно, попал ли он в печенье — неизвестно. Рабочий Иван и сам не очень в этом уверен, это лишь его предположение.
Разумеется читатели сразу подумали, что руководство завода и санстанция и прочие инстанции заодно. Но если что-то и произошло и было выявлено — разумеется происшествие останется без огласки, а бракованная продукция не попадёт на прилавки магазинов. Получается, если даже печенье было произведено из бракованного маргарина его бы никто не съел, как вы не даёте гостям пирог, который у вас почему-то не получился. Так и тут. Поверьте, в прессу просачивается сотая доля тех инцидентов, которые происходят на производстве пищевых продуктов. Но это ж ведь не повод не ходить в магазин, где та же доля могилёвского печенья на прилавках очень мала (в основном идёт на экспорт).
Далее была новость про испорченные дрожжи — если вы далеки от кухни, попросите ваших мам или бабушек сделать дрожжевое тесто. В нормальном состоянии дрожжи не очень круто пахнут, даже совсем не круто. Причем, о чудо — тексте приводится информация, что маргарин-то сливали в канализацию, да и судя по фотографиям из холодильной камеры видно, что она заполнена не больше чем на половину, а не до потолка, как говорилось в первой новости.
В общем, такие нестыковки в повествовании, а затем и непонятно какая интерпретация слов очевидца коллегами не даёт мне оснований думать, что все было именно так. Зачем рабочему с чистой совестью в конце концов выйти из тени, хотя первоначально он скрывался за «рабочим Иваном», тоже не особо понятно. Теперь уже бывший рабочий Владимир уволен, причём с банальной формулировкой и странной историей про прогул, которого и не было якобы. Т.е. по сути на выходе мы имеем один лишь достоверный факт — грузчик по имени Владимир на этом хлебзаводе не работает. Всё. А всё вышенаписанное, а также многочисленные статьи, репортажи так и остаются журналистскими домыслами, которые с лёгкой подачи первоисточника, за что-то не взлюбившего именно хлебзавод №4 города Могилёва, распространились и воспалили умы адептов того, что «краіна гібее, краіна ў бядзе».
Ни в коем разе я не защищаю производителя печенек и хлеба, и не хочу сомневаться в правдивости слов и фотографий бывшего грузчика Владимира. Просто то как это подано + отсутсвие официальные комментария от производителя, который никто из СМИ неудосужился получить, даже инсайдерский, не даёт оснований истерить и делать очень скорые выводы.
nil_la
да у тебя прям слог хартии ))
я тебе скажу одно — ты никогда не работал на производстве или в торговле в рб, а я работала и скажу тебе что это ад и израиль, это тебе не экскурсия.. вот таких вот историй как эта я видела десятки
Денис Васильков
очень допускаю всякое, но это не повод проверять информацию и искать возможности взять комментарий даже у незаинтересованной стороны
melyazm
Деня, вот ты же сам ведёшь себя так, как описываешь работу других журналистов
>отсутсвие официальные комментария от производителя, который никто из СМИ неудосужился получить
ты на все 100 уверен, что никто не пытался получить комменты? Ты проверил эту инфу? Ты опросил всех кто писал на эту тему, пытались ли они получить комменты?
а в целом согласен с оратором, поспешность выводов — это наше всё )
Денис Васильков
я этого ж не скрываю и пишу открыто:
«А всё вышенаписанное, а также многочисленные статьи, репортажи так и остаются журналистскими домыслами»
melyazm
хм. да, я упустил это
leostas
многобукаф)
когда уже появится такая штука — тянешь ползунок, и от кучи текста остаётся только несколько абзацев, в которых суть всего текста?)
Денис Васильков
это фильтр от тех кто незаинтересован в теме 🙂