Исландия, июнь 2022

Я решил поделиться видео из поездки по Исландии в июне 2022 года. Хотя, по-моему, получился настоящий фильм. Медитативный и очень личный. Он собран из кусочков видео, которые наверное есть у каждого после интересной поездки. Я нашел в себе силы чтобы собрать все вместе. Он не ради лайков и просмотров, а скорее для памяти и удовольствия. И о мечтах, которые надо обязательно осуществлять.

Я мечтал об Исландии последние 15 лет. И вот она свершилась в 2022 году вместе с Юлей. Мы вместе с небольшой группой проехали вокруг острова за неделю. Можно назвать эту поездку первой встречей, за которой последуют новые. Полезной инфы тут 0. Об этом есть сотни других видео и постов.

Могу сказать точно о некоторых вещах. Для первой поездки нужен опытный гид. Поэтому поездку организовал Саша Мачекин. Вот его инстаграм  Он регулярно организует группы. И хорошо бы запастись хорошей физической формой и валютой (неожиданно), без которых этот остров не откроется так, как мог бы. Приятного просмотра.

#маямова

#маямова неадрыўна звязаная з дзядулям. Ён пайшоў з жыцця калі мне было 8, але ўспаміны пра Пятра Паўлавіча застаюцца са мной усе гэтыя гады. І за гэты час робяцца больш асэнсаванымі, кранальнымі ды каштоўнымі.

У дзядулі быў свой доўгі шлях да беларусчыны. Я пра яго мала ведаю. Адное добра памятаю, што цікавіцца сапраўдным беларускім ён пачаў тады, калі гэта сталася магчымым — напрыканцы 80-х. Я тады бадзяўся каля яго ды бабулі кожнае лета ў Воршы. Магчыма таму маі першыя ўцямныя успаміны пра беларускае менавіта адтуль.

Данчыка я слухаў на вінілавых кружэлках. Эффект быў неверагодны. Па першае, трэскатня вініла на “Рігондзе”. Па-другое, словы і як гэта было выканана, прапета. Дрыжыкі дагэтуль, як прыгадаю.

Сцізорык, пэндзаль, ровар, надвячорак, ліпень — таму што цвяце ліпа, Дняпро — столькі новых словаў падараваў мне дзядуля! Дах, маланка, дзяўбешка, дурань, дзяўчынкі ды хлопчыкі!

“Паўлавіч”, як яго звалі знаёмыя, дзед Пеця, як зваў яго я пасля выхаду на пенсію працаваў вартаўніком у бліжэйшай школе. Часцяком я бываў на ягоных зменах ды ганяў па школе на ровары. Цёмна, ціха… і тут ты ляціш на ровары з грукатам папустых калідорах. Як жа добра я памятаю пах школы без настаўніц ды вучняў — пыл лесвіц ды фарбы, сталоўкі ды бібліятэкі. Там мы шмат разоў сядзелі і дзед чытаў мне кніжкі. Гэта былі казкі, вершыкі на беларускай мове, легенды ды паданні.

Дзядуля пакінуў апроч успамінаў кнігі ды падручнікі. Яны мне дапамагалі падчас навучання ў школе ды ўніверы. Аказалася, якасную гістарычную літаратуру даволі складана было знайсці, трэба было топаць ў бібліятэку. А ў мяне было!

Пасля ўжо быў Палац, Крыві, N.R.M., Быкаў, Барадулін, Арлоў… але першы кантакт з #маямова быў дзякуючы дзядулі. Сёння ўгодкі. Шмат часу праляцела. Дзякуй Пётр Паўлавіч за маё беларускае дзяцінства. Дзякуй за ўсё.

Над пропастью во лжи

Я давно не ребенок, но в голове у меня все равно возникают «детские» вопросы. Вот те взрослые, которые старше меня на 15-20-30 лет, как они допустили это весь кабздец, если с детства знали что-такое хорошо, мир лучше войны и далее по тексту?

Может быть все дело во лжи? Нет, ну серьезно.

Опять же из детства вспоминаю родительские наставления не лгать, как бы тяжело ни было сказать правду. Ведь самая маленькая ложь тянет за собой другую. Они превращаются в один огромный ком лжи, который в себя втягивает все вокруг.

Наверное мы живем во лжи постоянно. Просто кто-то научился это делать для себя с наименьшими потерями, без участия в лже-творении и не распространяя чужую ложь.  И все ужасное, что мы наблюдаем последние десятилетия было в какой-то степени и раньше. Просто теперь оно попало под увеличительное стекло технологий и яркий свет журналистов.

И здесь не говорю об истине, которая якобы у всех своя. Ложь — это делать одно, а называть это совсем другим. Ложь — подменять понятия и манипулировать эмоциями. Ложь — хотеть мира и развязывать при этом войну.

Со школы помню выражение «учите историю. чтобы не повторять ошибок прошлого». Такой зашкаливающий педагогический пафос приправленный тривиальной логикой. Якобы, если обладаешь знаниями о причинах и следствиях событий прошлого, ты можешь повлиять на свое настоящее и будущее. Без знаний о том, как действовать в новых условиях, эта фраза не имеет смысла. Как и сама история, как наука не должна обучать этому. Ее объект находится в прошлом.

Наверное, предполагалось, что изучая историю человек сможет критически подходить к полученным знаниям и выстраивать логические цепочки. А уже на основе этого он сможет принимать важные решения для себя и общества. Но чтобы выполнилось это условие необходимо однородное и всеобщее образование и возможность реально воздействовать на общественную жизнь. Чего нет и в помине.

И на что не посмотри, что делает власть, которая реально не выбирается, а остаётся у руля исключительно при помощи силы — она продуцирует эту ложь в промышленных масштабах.  Она не только состоит из лжи и ею является, ей жизненно важно создавать все новую ложь, чтобы поддерживать свое существование.

Кто-то может сказать, что не все что делает власть плохо — школы работают, автобусы ездят, врачи лечат. И это действительно не противоречит моим словам. Чтобы ложь была монолитна и крепка, системе необходимо поддерживать «нормальность» в бытовом плане насколько это возможно и вероломно лгать в идеологическом и информационном направлении.

Интересное упражнение можно провести разбирая «лживые» высказывания, а уже и юридические формулировки. Экстремисты это те, кто хочет законности, избираемости и сменяемости власти. И для действующего режима это действительно угроза, поэтому таких людей и преследуют. Они представляют угрозу власти, они антиподы, антагонисты.

Это не значит, что к словам звучащим откуда-то сверху нужно относится несерьезно. Наоборот. К любой лжи надо прислушиваться и отдавать себе отчет, что это она и есть. Единственной ее целью является победа над теми против кого она направлена.

Именно поэтому диктаторские режимы утюжат первым делом свободные СМИ и видных персон, к которым прислушиваются. Ведь против тьмы лжи есть два средства — слово правды и прямое насилие, по отношению к лжецам. Но чтобы вершить второе требуется много ресурса, поэтому ложь и побеждает.

 

Проблемы с логикой или Великое лицемерие

Эта дата для меня всегда не теряет видимости. 22 сентября родилась моя мама. А фоном последние лет 15 проходит день без автомобиля.

22 сентября автовладельцы смогут ездить в метро и на общественном транспорте бесплатно по предъявлении прав.

И когда я не ездил на авто, и когда за рулем проводил каждый день идея этой акции вызывала какое-то раздражение. И вот оно у меня выкристализовалось. Следите за руками:

  • акция проводится раз в год для привлечения внимания к загрязнению воздуха выхлопными газами
  • те, у кого есть водительские права и возможность круглый год содержать авто (что стоит ощутимо больше, чем целый год заправляться и сервис) в этот день имеют возможность бесплатно (читай: за копейки проехаться на общественном транспорте
  • и где профит? а его нет.

Если бы была цель реально уменьшить эффект от выхлопных газов, то автовладельцам дали бы возможность передвигаться общественным транспортом в течение года, создав тем самым альтернативу личному транспорту, а не абы что и сбоку бантик, как есть теперь.

Уверенность

С настороженностью стал относиться к уверенным людям. Причем, часто бывает не отличить — они уверены в себе или в словах, которые говорят. Причем не отличить уверенность в словах — они уверены в них в момент озвучивания/опубличивания, или вообще, всегда?

Демонстрацию своей уверенности публично я связываю с потребностью демонстрации «я есть», смотрите на меня. В цифровую эпоху это сделать проще всего написав твит, запостив селфи с какой-либо цитатой. В этот момент в мозгу что-то щелкает, видимо достигается какой-то эффект и человека отпускает. До следующего раза.

Мне кажется, я сам прошел через это, поэтому понимаю как работает. Со временем демонстрировать свою уверенность публично становится не нужным. Если ты сам в себе уверен, зачем тебе убеждать кого-то в этом? Наверное так.

Не открытый Не урок

Никакой это ни урок — ни по форме, ни по методике, ни по содержанию. Если и урок, то только на тему того, как уроки проводить не надо.

По факту — это подстава свиты. Вряд ли кто-то найдет в себе сил оценить критически случившееся. Но это фиаско, выходить на молодую аудиторию с таким контентом, подачей и таймингом. Если насмешки, не согласие звучали в зале, можете себе представить, как потешались школьники, где атмосфера была более свободная и не было давления камер. Понравиться аудитории, сказать что-то действительно новое, вселить уважение? Ничего из этого я не увидел. 

Хотя тут, возможно, как всегда — адресат был более широкий. Все беларусы внутри и за ее приделами. Но кого удивишь привычными уже самоповторами инсайдов, своих же фейков и нагромаждений мировозренческих осколков? У меня нет ответа.

Всеночная подготовка лектора к выступлению вызывает улыбку. Частые запинки, выход за пределы доклада и противоречие ему при этом, говорят о том, что финальную версию показали перед самым началом.

Сильна травма после протестов 2020 года, сильнее чем можно было даже думать. И тезисы, которые должны нам указать на то, что черное это все-таки белое с высоты кафедры по факту зеркалятся и мы видим именно то, что есть на самом деле без идеологических преломлений. Черное остается черным без вариантов.

1 сентября 30 лет спустя

Трижды в жизни первое сентября вызывало радость. Когда я пошел в 1 класс школы №23, в 10 класс лицея №1 и на первый курс МГУ Кулешова. Ничему меня жизнь не учила. Я все надеялся, что каждый раз будет лучше.

Конечно, хватало позитивного. В серых и унылых школьных 90-х я находил чему радоваться. Но в памяти остались не самые приятные вещи.

Сменка — идея в теплое время года не ходить в уличной обуви в школе прекрасна. Но то как это было реализовано у нас — отстой.

Сменную обувь надо было носить с собой, в школе оставлять было нельзя. Воровали. Проблема с переодеванием — у нас было доступно пару скамеек и они в час пик были заняты. Надо было прыгать на одной ноге, чтобы переодеться.

Унизительнее всего было пройти две проверки — на входе в школу проверяли есть ли у тебя сменка. Надо было показать и открыть пакет с обувью. А после того как переоденешь — надо было показать, свою сменку и уличную обувь в пакете. И так каждый день.

5-6 часов мокрая, после дождя или слякоти, обувь мариновалась в пакете. Сушить под батареей нам не разрешали. Вроде такая бытовая мелочь, но мне каждый раз портила настроение.

Столовка — взрослая, вонючая (рыба, овощи), иногда слишком горячая, а иногда просто ледяная еда просто убивали любое настроение и желание ходить в школу. Особенно вторая смена — на подходе к школе ты уже чувствуешь запах капусты или рыбы, дышишь через раз.

Ну и спешка за завтраком или обедом. У всех свой ритм. И даже если повезло с меню, то ты просто не успеваешь насладиться трапезой с одноклассниками. А поговорить? 10 минут очень мало.

Уборка класса, дежурство — самое бесполезное из школьной бытовухи бытовухи. Мало того что после учебного дня нет никакой мотивации еще мыть в классе пол, так еще и делать это нормально никто не учит. Чтобы помыть класс нужно не просто намочить пол, но и несколько раз сменить воду, отжать тряпку… Помню, была еще комиссия из школьников, которая ходила проверяла качество уборки. И если ты им не нравишься — они заставляют перемывать класс.

Школьная форма — мерзкая выдумка взрослых, которые хотят усложнить жизнь себе и детям. Лучше майки, джинсов и толстовки для школы ничего не придумано. Кроссовки и кеды вместо туфель.Для праздников есть брюки и рубашка. 
Отъ***сь от детей со своей формой, тупые чинуши!

Хулиганы, булинг — я был очкариком, а это значит получал постоянно — вербально и «мордально». Теперь уже понимаю, что это чистое средневековье чмырить кого-то за очки на лице или одежду. И это редко порицалось на уровне педагогов, только если конфликт доходил до острой фазы. А так — разбирайся сам. И я разбирался. От меня никто не ждал, но я дрался черт возьми. Но это не нормально, емае.

Сортиры — поход в туалет, не только унижение в классе — надо получить санкцию учителя. Но и унижение персональное — мужские туалеты в школе были ужасными. Вонючими, прокуренными, холодными. Зависнуть орлом, подтереться тетрадным листом и сбежать, пока не получил подзатыльник от старшаков. В лицее сначала было не лучше, но безопаснее. А университет поразил наличием туалетов для студентов и преподавателей. Ухаха!

Физра — если бы я полюбил активность еще в школе, моя жизнь точно была бы другой теперь. Помимо алкашей-курильщиков преподов опять же бытовуха вызывала отвращению к этим урокам. Невозможность принять душ, ограниченность по времени на переодевании. Пару раз только попадались классные физруки без тараканов в голове, которые как-то мотивировали, но и они быстро уходили.

Училки — получив педагогическое образование, я уже понимаю как все могло быть по-другому. Эффективнее, интереснее, добрее, с уважением. Вы не уважаете нас, не объясняете понятно — такое же отношение получаете взамен. И все в проигрыше — и дети, и учителя, и образование в целом.

Настоящих учителей за школьные и университетские годы было немного. И действительно они мотивировали получать знания, развиваться, быть лучше.

Спасибо, что дочитали. Сам не ожидал, что получится так объемно. Делитесь своими «знаниями» в День знаний ?

Все уйдут, никого не останется

Горбачев для меня фамилия из далекого детства. Воспитатели усаживали меня перед группой детей в саду и я рассказывал новости, которые до этого слушал дома. И эта фамилия звучала очень часто.
Следующая встреча произошла в старших классах и университете. Теперь уже понимаю, что о нем мало и необъективно рассказывают молодому поколению. Возможно, потому что старшее поколение пока само не решило, как относиться к Горбачеву.
И чем дальше «те» события, тем больше и тумана, и открывающихся фактов. Парадокс. Уходит эпоха. Все уйдут, никого не останется.

Встречайте новый могилевский проект — Setka Podcast

Они исследуют местную культуру в поисках героев, чья работа повлияла на современный портрет Могилева.
Первый сезон охватывает сферу малого бизнеса и поможет ответить на вопросы: есть ли будущее для молодых специалистов и может ли бизнес помочь в развитии культуры уже сегодня.
Первый выпуск с известным шефом — Никитой Цветковым!

Что изменилось с приходом «цифровой речи»?

На выходных разбираюсь с рассылками и прочими читалками, в основном по работе, реже хобби. Сегодня прям захотелось поделиться этой колонкой. Очень созвучно с моими представлениями о предмете.
В классификации Пирса, эмоджи, мем или гифку можно считать иконическими знаками: означаемое похоже на означаемое. А лайк или репост – это и подавно индексальные знаки, подобные следу ноги, который прямо передает информацию, что кто-то прошел, вообще безо всякой символизации.